Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора

 

Управление Росреестра по Томской области информирует:  в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица: 1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа; 2) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - инспектор).

Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Инспектор проводит контрольные (надзорные) мероприятия и совершает контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами; предоставляет контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено законом; знакомит контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.

Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право на беспрепятственное посещение (осматривание) производственных объектов, по предъявлении служебного удостоверения; знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Инспектор имеет право требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки; знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.

Инспектор по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий выдает контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимает решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.

В случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, он имеет право обращаться за содействием к органам полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".

 


 

 

Как жителям Томской области подать заявку на подключение по программе социальной газификации

 

Если права на земельный участок и дом оформлены, собственники могут направлять заявку на газификацию. Жителям не обязательно куда-то идти, чтобы газифицировать свой дом, это можно сделать дистанционно через портал Госуслуг, портал единого оператора газификации или на сайтах газораспределительных компаний региона. Кроме того, можно посетить офисы МФЦ, а также стационарный или выездной мобильный офис газораспределительной организации.

Так, в частности, на территории Томской области компания ООО «Газпром газораспределение Томск» начинает приём предварительных заявок на догазификацию - подведение газа до границ негазифицированных домовладений в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств потребителей.

Помимо официального портала Единого оператора газификации Российской Федерации подать заявку на догазификацию можно во всех клиентских центрах «Газпром газораспределение Томск», на производственных участках компании в районных центрах, а также направить по электронной почте. 

К заявке необходимо приложить следующий комплект документов: правоустанавливающие документы на земельный участок и индивидуальный жилой дом; ситуационный план; паспорт; СНИЛС; ИНН, а также указать контактные данные.

 

 


 

 

Комплексные кадастровые работы помогут наполнить сведениями ЕГРН

 

Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.

Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ).

ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов.

В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше собрать деньги, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.

Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.

О преимуществах ККР рассказывает руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Проведение ККР позволяет уточнить границы земельных участков, сократить количество земельных споров, исправить имеющиеся реестровые ошибки. Снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков. При этом согласованием местоположения границ занимается специальная согласительная комиссия, что избавляет собственников делать это в индивидуальном порядке.

В рамках ККР  обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами; образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

В результате ККР определяется местоположение контуров зданий и сооружений (появляется возможность одновременно устранить имеющиеся ошибки и осуществить "привязку" зданий и сооружений к земельным участкам)».

 

 


 

 

О реализации проекта «Земля для стройки» на территории Томской области

 

В 2020 году Росреестр по поручению Правительства Российской Федерации во всех регионах провел масштабную работу по выявлению свободных территорий для возможной застройки.

Кроме того, Росреестром был разработан сервис «Земля для стройки», чтобы выявленные земельные участки можно было отображать на Публичной кадастровой карте (ПКК) в интересах граждан и инвесторов.

Для реализации проекта «Жильё и городская среда» на территории Томской области и проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области создан постоянно действующий Оперативный штаб.

По результатам работы оперативного штаба за 2021 год выявлено 68 земельных участков общей площадью 724 га, которые могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства.

Кроме того, за этот же период вовлечено в оборот в целях жилищного строительства 17 земельных участков общей площадью 200 га, расположенных на территории Томской области.

В целях реализации возможности доступа к информации об указанных земельных участках неограниченного круга лиц, в том числе потенциальных инвесторов, а также в целях обеспечения достижения показателей национального проекта «Жилье и городская среда» Администрацией Томской области подписано Соглашение о взаимодействии с Росреестром.

В рамках соглашения уполномоченный орган региона направляет в ФГБУ «ФКП Росреестра» сведения об участках, пригодных для жилищного строительства. ФГБУ «ФКП Росреестра» как оператор ПКК размещает на ней данные о земельных участках. Далее лицо, которое заинтересовалось конкретным участком, направляет посредством сервиса «Земля для стройки» информацию о себе в ответственный уполномоченный орган, на территории Томской области это Департамент архитектуры и строительства Томской области. Тот, в свою очередь, определяет статус собственности участка (федеральная, региональная, муниципальная, неразграниченная собственность) и в зависимости от этого распределяет заявку. После проходит аукцион, и победитель оформляет право пользования на конкретный участок. В завершение уполномоченный орган направляет в ФГБУ «ФКП Росреестра» обновленные сведения, чтобы уточнить на ПКК, какие земли можно вовлечь в жилищное строительство.

Указанная выше система работы позволяет потенциальным инвесторам упростить процесс выбора и получения пригодных для строительства жилья территорий.

 

 


 

 

В 2021 году Томской области зарегистрированы новые детские сады

 

23.12.2021 сотрудниками Управления Росреестра по Томской области в 2021 году поставлен на государственный кадастровый учёт  и зарегистрировано право собственности органа местного самоуправления на очередной детский сад, построенный и введённый в эксплуатацию по нацпроекту «Демография».

Данный нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, в том числе рассчитанных на увеличение рождаемости и улучшение благосостояния семей, срок реализации которого рассчитан на 2019-2024 годы.

Вновь зарегистрированная дошкольная образовательная организация площадью 2703,6 кв.м.  расположена по адресу: город Томск, мкр. Наука, ул. Академика Сахарова, 46.

Также в 2021 года по указанному  нацпроекту были внесены записи ещё в отношении двух детских садов: дошкольная образовательная организация на 220 мест площадью 4227,8 кв.м. по адресу: г. Томск ул. Иркутский тракт, 175/3 и дошкольная образовательная организация на 145 мест площадью 2703,6 кв.м.  по адресу: г. Томск, ул. Владимира Высоцкого, 16.

 

 


 

 

Государственный земельный надзор в датах

 

Разумное использование земли с давних пор является одной из основных и постоянных функций государства, а государственный контроль (надзор), в свою очередь, служит мерой воздействия, побуждающей к эффективному использованию земельных ресурсов.

Право на землю – один из ключевых вопросов в истории человечества, а споры о владении и определении границ на протяжении веков влияли на глобальные геополитические и экономические процессы. Поэтому измерение, межевание и картографирование земель, определение границ, учет и контроль недвижимости – важнейшая деятельность для любого государства.

В 2004 году была создана Федеральная регистрационная служба, которая с 1 января 2005 года осуществляла государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории России. А 25 декабря 2008 года вышел Указ Президента РФ (вступил в силу с 01.03.2009), по которому Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с возложением на нее функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.

В октябре 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение повысить эффективность государственного земельного надзора, что явилось катализатором подготовки законопроектов в этой области.

Так, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который изменяет отдельные положения Земельного кодекса. Законом были закреплены права государственных инспекторов по использованию и охране земель. В вопросах организации и осуществления государственного земельного надзора произошли заметные изменения.

Новыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2015 года, введен институт административного обследования объектов земельных отношений.

Другим важным направлением работы по совершенствованию законодательства являлось увеличение размеров административных штрафов за нарушения земельного законодательства и нарушения, связанные с неисполнением предписаний об устранении таких нарушений.

С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», целью которого является  предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, нежели наказание за совершенное правонарушение.

Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Все действия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий теперь отражаются в информационной системе. Для этого создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.

Проверки стали короче, так срок проведения документарной и выездной проверок теперь не превышает 10 рабочих дней, по действующим ранее правилам, проверка могла длиться до 20 рабочих дней.

Кроме того, выездная проверка теперь проводится только в исключительных случаях.

 


 

 

Геодезия и Росреестр – точки соприкосновения

 

Геодезия считается одной из древнейших наук. Это наука о том, как правильно осуществлять измерения на земной поверхности для точного изображения Земли и всех ее частей на картах и схемах.

Зарождение геодезии приходится на начало формирования древнейших земледельческих государств. Именно характер земельных отношений определял особенности развития геодезии.

До 1 марта 2009 года функции по организации геодезических и картографических работ федерального назначения, лицензированию геодезической и картографической деятельности, государственному геодезическому надзору осуществляла Федеральная служба геодезии и картографии России. После этой даты функции были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В рамках исполняемых полномочий Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) за прошедшие 12 лет предоставлено 76 лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности. На сегодняшний день на территории Томской области осуществляют деятельность 28 лицензиатов с действующими лицензиями. Подготовлено 21 заключение о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ. На основании таких заключений изготовленная продукция получает статус «для открытого пользования» и может быть доступна для заинтересованных лиц.

Принимая во внимание значимость состояния пунктов государственной геодезической сети для выполнения геодезических измерений, специалистами Управления обследовано 155 геодезических пунктов, расположенных на территории Томской области. Кроме того, на основании сведений, предоставляемых Управлению субъектами геодезической деятельности, сформирован Реестр состояния пунктов государственной геодезической сети Томской области, в который внесена информация о 690 геодезических пунктах.

В рамках контроля за соблюдением законодательства в области наименований географических объектов приведены в соответствие с Реестром наименований географических объектов названия таких объектов на дорожных указателях, расположенных на дорогах Томской области.  

Росреестр в рамках исполнения полномочий в области геодезии и картографии обеспечивает решение задач территориального планирования, архитектурного и строительного проектирования, кадастрового учёта недвижимого имущества в целях его гражданского оборота, в сфере экологии и природопользования.

 


 

 

Выявление правообладателей объектов недвижимости

 

Управлением Росреестра по Томской области проводится активная работа с органами местного самоуправления по реализации Федерального закона, называемого в обществе - Закон о выявлении правообладателей.

«В первую очередь Закон направлен на защиту права собственности, без возникновения которого невозможно распорядиться объектами недвижимости, в том числе передать по наследству», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.   

Управление напоминает правообладателям ранее учтённых объектов недвижимости, не ждать пока их выявят в качестве обладателей прав, а обращаться самостоятельно за регистрацией своих прав. Государственная пошлина за регистрацию таких прав не взимается. Подать документы можно в любом офисе МФЦ, телефоны для записи на приём: 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области), 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона).

 


 

 

Росреестр. История и цифры

 

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В 1997 году был принят Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 1 января 2000 года завершилось создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним во всех субъектах Российской Федерации. На территории Томской области система учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним была создана 03.09.1998 года.

За два десятка лет система госрегистрации не один раз глобально реформировалась, добавлялись функции, расширялись полномочия. 

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 была образована Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с передачей функций и полномочий упраздняемых: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. К 1 марта 2009 года переходный период был завершён.

«С 2009 года по настоящее время Управлением Росреестра по Томской области зарегистрировано 2 млн. 423 тысячи прав, сделок, ограничений прав.  С момента передачи полномочий Управлению (с 01.01.2017 года) по осуществлению государственного кадастрового учета, Управлением совершено 77 916 учетных действий и 40 152 действия по «единой» процедуре (по одновременному государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества)», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

Просмотров: 524
Источник: Управление Росреестра по Томской области